вторник, 26 ноября 2013 г.

Резолюция Чрезвычайного съезда адыгского народа (21 мая 2006 г.)

Съезд адыгского народа, собравшийся в связи с необходимостью сохранения Республики Адыгея как самостоятельного субъекта Российской Федерации, отмечает:

Адыги – древнейший автохтонный народ Северо-Западного Кавказа, который на протяжении тысячелетий живет на данной территории со своим языком, историей и культурой. Он стремился всегда к созданию своей государственности, пережил различные ее формы, строил отношения с соседними народами и государствами, в том числе и с Россией. Так, неоднократные визиты черкесских делегаций в Москву в середине XVI века завершились установлением в 1557 году союзнических отношений Адыгеи (Черкесии) с Россией. Результатом этого сближения стало постоянное участие черкесов в делах русского государства.

Адыги в течение нескольких столетий с честью защищали интересы России, участвовали на ее стороне в войнах и военных походах, дали ей великих полководцев, крупных государственных и политических деятелей, внесших немалый вклад в укрепление русского государства. Однако в течение столетия, заключенного между 60-ми годами 18-19 веков они же сами стали жертвой колонизаторской политики царской России – большинство народа было уничтожено или изгнано из своей страны.

Из остатков некогда многочисленного и могущественного народа, в начале 20-х годов XX века были образованы 3 автономные области и один национальный район. Адыгейская автономная область на первоначальном этапе напрямую входила в РСФСР, была самостоятельным субъектом страны. Но в результате последующих государственно-территориальных преобразований, проводившихся в стране, она находилась в составе различных административных территорий, и дольше всех, с 1937 по 1991 год – в Краснодарском крае.

Благоприятные политические условия, наступившие в стране в конце 80-х годов прошлого века, позволили реализоваться вековым чаяниям адыгского народа – обрести государственность в форме республики. Важно, что республика была провозглашена на съезде адыгского народа, а затем на внеочередной сессии областного Совета народных депутатов, и что этот государственно-правовой статус был закреплен федеративным договором между Республикой Адыгея и Федеральным центром, а также в Конституции Российской Федерации.

Статус республики позволяет адыгам чувствовать себя полноправными представителями федеративного государства, он лежит в основе национальной гордости адыгов за свою страну – Российскую Федерацию.

Однако становится очевидным, что в последние годы в нашей стране все больших масштабов обретают шовинизм, ксенофобия и фашизм, другие виды экстремизма, в том числе и в Адыгее. Более 15 лет деструктивные силы формируют антиадыгские настроения, безответственно унижают национальное достоинство коренного народа, открыто и безнаказанно призывают к упразднению республиканского статуса. Используя тот факт, что адыги по известным трагическим обстоятельствам на своей исконной земле оказались в меньшинстве, неразвитость демократии в обществе, ксенофобские настроения некоторой части населения, деструктивные силы, а также некоторые высокопоставленные чиновники и политики регионального уровня ведут активную работу, чтобы лишить адыгский народ государственности через референдум.

Участники съезда отмечают, что это путь не к укреплению государственности России, а к ее ослаблению и развалу.

Мы, адыги, путь к России которых был нелегок, вполне ощущаем себя частью многонациональной Российской Федерации, но мы древний самобытный народ со своей историей и культурой. Мы заслужили и заслуживаем право и перед человечеством, тем более, перед Россией и впредь жить как народ со своим языком и культурой.

Республика – это завоевание многострадального адыгского народа, реализация его права на самоопределение, это шанс к сохранению самобытности, богатого духовного наследия этноса, механизм, обеспечивающий равные права с другими народами России.

Делегаты съезда в полном объеме понимают и признают огромную роль русского и других народов, проживающих веками бок о бок с адыгами, в государственно-правовом, социально-экономическом и культурном становлении и развитии Республики Адыгея, заявляют о неизменном глубоком уважении и братских отношениях к ним за понимание национальных потребностей коренного народа, повседневное участие в его судьбе.

Съезд поддерживает курс президента Российской Федерации Владимира Путина на укрепление федерализма и государственности России, создание гражданского демократического общества.

Вместе с тем, учитывая сложную этнополитическую ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации и в Республике Адыгея в результате развернувшейся в стране политики губернизации и деструктивной деятельности некоторых общественно-политических сил как в стране, так и в Северо-Кавказском регионе, в целях обеспечения гарантий и механизма сохранения этнической самобытности адыгов съезд адыгского народа принимает решение:

1. Считать вредной и неприемлемой политику губернизации в условиях многонационального и многоконфессионального Северного Кавказа. Твердо стоять на защите государственно-правового статуса Республики Адыгея как самостоятельного субъекта Российской Федерации, закрепленного в Конституции Российской Федерации и в Конституции Республики Адыгея.

2. Поддержать деятельность президента Адыгеи Хазрета Совмена, направленную на защиту и укрепление государственности республики, повышение уровня жизни и благополучия ее жителей. Принять обращение съезда к многонациональному народу Республики Адыгея.

3. Принимая во внимание, что Республика Адыгея образована в результате реализации права адыгского народа на самоопределение, отвечает принципам равноправия и самоопределения народов, закрепленным в Конституции Российской Федерации (статья 5, пункт 3); в Уставе ООН (статья 1, пункт 2; статья 55; статья 73); в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 1); в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 1); во Всеобщей декларации прав человека (статья 29) – считать изменение государственно-правового статуса Республики Адыгея исключительным правом адыгского (черкесского) народа. Решение об изменении государственно-правового статуса Республики Адыгея может быть принято только на референдуме адыгского (коренного) народа Республики Адыгея.

4. В случае принятия на уровне власти решения о проведении всенародного (с участием всего населения) референдума по статусу республики, адыгский народ не участвует в референдуме.

5. Обратиться к Государственному Совету – Хасэ Республики Адыгея с просьбой решить вопрос о законодательном закреплении положения о том, что изменение государственно-правового статуса Республики Адыгея – исключительное право адыгского народа, которое может быть реализовано через его референдум.

6. Обратиться в Майкопский городской Совет народных депутатов и администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с просьбой о переименовании одной из центральных улиц или площади г. Майкопа именем Республики.

7. Съезд адыгского народа не заканчивает, а прерывает свою работу. При возникновении ситуации, требующей выяснения позиции адыгского народа по вопросам, касающимся судьбы народа и республики, съезд собирается и продолжает работу. Право на принятие решения о возобновлении работы съезда, представление интересов адыгского народа в период между заседаниями предоставляется Оргкомитету по проведению съезда.

8. Резолюцию съезда адыгского народа опубликовать в средствах массовой информации, направить в Администрацию Президента РФ, Государственную Думу РФ, Совету Федерации Федерального Собрания, Полномочному Представителю Президента РФ в ЮФО, Президенту Республики Адыгея, в Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея, национальным общественным движениям народов Северного Кавказа, Международной Черкесской Ассоциации, в Совет Европы, ОБСЕ и ООН.

АдыгеяНатПресс